Цель:
1. Обеспечение эффективного функционирования муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.
2. Обеспечение повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам выявления поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Обоснование целей и задач системы:
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи определено в качестве одной из стратегических задач в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» N 204 от 07 мая 2018 года.
Одаренные дети – мощный стратегический ресурс для инновационного социально – экономического развития региона, страны в целом; реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов, обеспечивает глобальную конкурентоспособность страны и отдельного региона в ключевых областях – наука, спорт, культура.
Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система выявления и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Необходим новый формат работы с одаренными обучающимися, предусматривающий эффективные подходы к реализации образовательных программ.
В муниципальной системе образования сложилась система, направленная на совершенствование профессионального мастерства педагогов по работе с талантами, основанная на интеграции ресурсов развитии механизмов сетевого взаимодействия и мониторинга уровня развития психолого-педагогических, предметно-методических и профессионально значимых качеств личности педагогов, необходимых в работе по выявлению, поддержке и развитию одаренных обучающихся. Но сложившаяся система повышения квалификации педагогов дополнительного образования в основном, ориентируются на развитие предметных компетенций педагога в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов, а не на развитие выдающихся способностей школьников. Сложившаяся система подготовки педагогов в работе с одаренными детьми содержит еще одно «узкое место», заключающееся в том, что педагог должен организовать углубленное изучение школьного курса и подготовку обучающихся к выполнению олимпиадных заданий по предмету повышенной сложности и требующих нестандартного творческого подхода.
Задачи:
1. Увеличение количества обучающихся Караидельского района, участвующих в олимпиадах школьников, включенных в перечни, утверждаемые ежегодно федеральными органами исполнительной власти в сфере управления.
2. Реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по подготовке и обеспечению объективного проведения Всероссийской олимпиады школьников (далее – ВОШ) в районе.
3. Выявление детей и молодежи, проявляющих выдающиеся способности, проживающих в районе, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
4. Обеспечение качественной подготовки обучающихся к ВОШ, в том числе их психолого-педагогического сопровождения.
5. Подготовка педагогов-наставников, в том числе из числа учителей общеобразовательных учреждений, деятельность которых направлена на качественную подготовку обучающихся к ВОШ с учетом выявленных дефицитов.
6. Развитие наставничества среди обучающихся, принимавших участие в олимпиадах прошлых лет, победителей и призеров.<
7. Реализация мер поддержки талантливой молодежи и педагогов-наставников.
8. Размещение на официальном сайте отдела образования (включая ссылки на сайт ГАОУ ДО «Центр развития талантов «Аврора») заданий ВОШ прошлых лет с критериями оценивания, разборов заданий, видеозаписей с разборами заданий, ресурса для дистанционной подготовки обучающихся и педагогических работников.
9. Совершенствование раздела сайта отдела образования для размещения заданий прошлых лет с ответами, демоверсий, разборов заданий (видеоразборов), ресурса для дистанционной подготовки обучающихся и учителей.
10. Популяризация всероссийской олимпиады школьников как олимпиады, результаты которой используются для дальнейшего интеллектуального продвижения обучающегося, включая льготы при поступлении в организации высшего образования.
11. Увеличение количества детей Республики Башкортостан, охваченных дополнительным образованием.
12. Увеличение количества детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам с учетом их способностей и талантов.
13. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.