Одна из важнейших функций управления - организация внутришкольного контроля (ВШК). Основными направлениями ВШК является контроль учебно-воспитательного процесса, работы педагогических кадров, учебно-материальной базы.
Цели внутреннего контроля: развитие образовательной организации, совершенствование содержания образовательной деятельности, повышение профессионального уровня педагогов и развития обучающихся.
В задачи руководителя для обеспечения ВШК входит: всесторонний анализ (реализации ООП и программ развития, эффективности деятельности педагогов, выполнения различных приказов, требований и рекомендаций работниками образовательной организации); выявление нарушений и недостатков в деятельности образовательной организации и принятие мер по их устранению; оценка профессионального уровня педагогических работников и оказание им методической помощи.
Исходные данные для планирования внутришкольного контроля
В управлении образовательной деятельностью планирование занимает основное место. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля. Основная цель планирования - интеграция всех участников контроля для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат - уровень обученности учащихся.
Планирование осуществляется на всех уровнях управления ОУ. Планирование может быть долгосрочным (перспективным - на 3 - 5 лет), текущим (годовое, полугодовое) и оперативным (почетвертное, ежемесячное, еженедельное, ежедневное). Планы могут детализоваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается для ОУ в целом или на комплекс мероприятий, выполняемый одним должностным лицом. Рассмотрим план внутришкольного контроля для заместителя директора ОУ по учебно-воспитательной работе.
Исходными данными для планирования мероприятий ВШК являются:
- календарный период планирования;
- количество классов ОУ;
- количество учащихся в каждом классе;
- требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;
- продолжительность выполнения мероприятий;
- допустимый диапазон отклонения сроков фактического начала мероприятий от требуемого;
- запрещенные периоды проведения мероприятий;
- периодичность проведения мероприятий;
- допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.
Основными ограничениями в ходе планирования мероприятий являются:
- фактические сроки начала мероприятий относительно требуемых не должны превышать допуска, установленного в нормативной документации;
- нецелесообразность проведения мероприятий в определенные временные интервалы календарного периода планирования;
- обеспечение в ОУ необходимого перерыва между мероприятиями для предотвращения перегрузки;
- выполнение всего объема работ на календарном периоде планирования
- ограничения по срокам начала всех или отдельных работ.
Указанные ограничения имеют различную схему действий:
- для всего ОУ;
- для параллели классов;
- для класса.
Заместитель директора по УВР совместно с другими заместителями директора осуществляет в масштабе ОУ централизованное планирование сроков проведения общешкольных мероприятий (экзамены, методические и предметные недели и другие общешкольные мероприятия). Необходимость централизованного планирования данных видов работ вызвана следующими причинами:
- необходимость координации деятельности высших уровней управления по обеспечению проведения данных видов работ финансовыми, материальными и людскими ресурсами;
- выполнения нормативно установленных заданий по обеспечению требуемого уровня обученности.
