19 октября 2019 г. в МОБУ Ургушевская СОШ прошла этносуббота, в рамках которой учащиеся вспомнили понятия «этнос», «этнография», «этнокультурология», «этномузыковедение» и др. Было проведено мероприятие, посвящённое 100-летию нашей республики Башкортостан, где, конечно же, дети сыграли в башкирские народные игры. Целью мероприятия являлось - сохранять традиции и обряды народов Республики Башкортостан, развивать их языки, литературу и искусство через организацию внеурочной деятельности. Задачи - создание на мероприятии благоприятной психологической атмосферы - атмосферы радости, комфорта, дружбы, пропаганды здорового образа жизни; укрепление взаимопонимания и дружеских связей между людьми разных народов; поддержка и развитие национального самодеятельного творчества; развитие межнациональных, межрегиональных и международных связей в области художественного творчества; развитие этнической и культурной грамотности обучающихся.
Народные игры, они типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Об этом было сказано перед проведением игр народов Башкортостана. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле к народным играм относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор, и т. п.), народные упражнения и состязания (стрельба из лука, куреш, прыжки, скачки и др.). Признаками народности игр являются: распространенность их на значительной части территории, среди разных слоев народа в целом; традиционность как длительная передача от поколений к поколениям ("Мы играем, и деды наши играли так"); укоренение в традиционной культуре, быту, системе обрядов, праздников (например, качели на весенних праздниках, хороводы, катание яиц с Пасхи до Троицы, собирание для игры лодыжных косточек и др.); любительские, 3 самодеятельные формы организации распространения; вариативность; вхождение названия игры в систему родного языка, его фразеологию (даже если по происхождению название было иностранным: чехарда, футбол и т.п.); осознание, признание большинством, и в особенности авторитетными представителями разных слоев народа, в качестве "своей", "родной", характерной для своего народа, соответствующей его вкусам, заповедям, идеалам игры. Народные игры были интересны не только учащимся начальных классов, также и детям старшего школьного возраста. Педагогами были выбраны игры, которые подходили для детей разных возрастов.
Культура любого этноса представляет собой характеристику его деятельности на протяжении многих эпох, свидетельствующую о развитии духовного и освоении материального мира. Этнические традиции, многие времена, составляющие основу отношений между людьми, в современном мире претерпевают большие изменения. В современном мире судьба этнических культур не определена: где–то этносы получают второе рождение, а где–то растворяются в потоках больших городов. Надеемся, что этнос будет всегда востребован.
Заместитель директора по ВР: С.Р.Гайнанова |