На сегодняшний день очевиден вред для здоровья, который приносит курение электронных сигарет (так называемых «вейпов»). Образовательная организация согласно части 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации. Кроме того, согласно пп. 1 части 1 статьи 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Однако вопрос о юридической квалификации курения «вейпов» на территории школ долгое время не имел однозначного толкования. Тем не менее к настоящему времени этот вопрос достаточно ясно урегулирован.
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устанавливает однозначный запрет на курение «вейпов» на территории школ в пп. 1 части 1 статьи 12.
Данная норма появилась благодаря Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции», вступившему в силу 31 июля 2020 года.
Изменения содержали в том числе достаточно сложное для толкования и применения определение так называемой «никотинсодержащей продукции», под которой понимаются «изделия, которые содержат никотин или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий)».
Также было внесено определение «устройства для потребления никотинсодержащей продукции», под которым имеются в виду электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Таким образом, установленный в отношении курения табака запрет был распространен на курение электронных сигарет («вейпов»).
В настоящее время возникает вопрос о последствиях нарушения запрета. Установленный в статье 6.24 КоАП РФ в отношении курения табака состав административного правонарушения формально не распространяется на никотинсодержащую продукцию. Термин «никотинсодержащая продукция» вообще отсутствует в КоАП РФ. В то же время из вышеприведенных федеральных актов следует, что обычные сигареты – «табак» и вейпы – представляют собой различные с юридической точки зрения понятия.
Само по себе установление запрета на курение электронных сигарет дает возможность использовать такой механизм как дисциплинарное взыскание по отношению как к школьникам, так и к педагогическим работникам.
|